Обращая внимание на рекламные предложения многих дилерских компаний, можно заметить одну тенденцию — чем ярче и громче эта реклама, тем на самом деле она менее соответствует действительности. И если на сайте автосалона указаны одни цены (такие же вам предложат и по телефону), то когда дело доходит до покупки, цена может значительно увеличиться.
Один из автомобильных порталов недавно провел проверку нескольких дилеров. Вся проверка проходила достаточно примитивно, обычный покупатель пытался найти необходимый ему автомобиль через интернет. Сделал поисковый запрос «купить ххх машину», появилось огромное количество предложений, которых можно рассматривать не один день. Чтобы упростить ситуацию и не попасться на самых алчных продавцов, эксперимент проводился только с официальными дилерами, ведь они должны придерживаться своих официальных прайс-листов, которые опубликованы у них на сайте. Итак, выбор пал на три автомобиля российского потребительского рынка. Это седан Kia Rio, кроссовер Nissan Qashqai и внедорожник Renault Duster.

Первым оказался дилер Kia, красочное оформление сайта и первая попавшаяся акция: «Специальные цены и подарки при покупке Kia Rio». Выгоду по данной акции обещают до 100 000 рублей. Во время телефонного разговора сотрудник компании сообщал, что в наличии имеется базовая версия, стоимость ее составляет 513 900 рублей. А после вычета всех скидок цена и вовсе станет 474 000 рублей. Требуется только приехать в офис и забрать данную машину. Но как такое возможно? Обычно в автосалонах нет в наличии базовой модели, ее привозят на заказ с ожиданием в 5-6 месяцев. Да и цену на автомобиль предложили ниже цены производителя. Подозревая что-то неладное, поехали в указанный автосалон за кристально-белым Kia Rio стоимостью 474 000 рублей. В салоне выяснилось, что данный автомобиль забронирован, и даже внесена предоплата. Взамен предложили другую машину, которую с большой выгодой можно приобрести за 671 900 рублей.
Следующую проверку провели на примере внедорожника Renault Duster. Зайдя на сайт официального представительства Renault, можно найти базовую комплектацию за 579 000 рублей. На этом же сайте можно выбрать дилера, продающего этот же автомобиль уже за 492 637 рублей. По телефону менеджер заверил, что данный автомобиль есть в наличии, и прямо сейчас его можно забрать из салона. Но по приезду на место выясняются подробности такого выгодного предложения — обязательным условием является приобретение автомобиля в кредит с 50% предоплатой и оформлением КАСКО, следующее условие – обязательная сдача в Trade-in старой машины, но это непременно должен быть Renault. И уже в конце разговора выяснилось, что выбранного автомобиля, к сожалению, уже нет в наличии. На заказ можно приобрести через два месяца, которые, скорее всего, сильно затянутся. Хотя есть в наличии «пустой» внедорожник, который можно приобрести через 2 недели за 630 000 рублей. Также менеджер предложил вариант с дизельным двигателем, полным приводом и со 109 лошадиными силами стоимостью 980 000 рублей.
Ну что же, решили прицениться к кроссоверу Nissan Qashqai. На сайте Nissan.ru минимальная комплектация стоит 969 000 рублей. Но вот официальный дилер просит за него всего 939 000. Когда дело доходит до покупки, выясняется, что в наличии есть «пустой» автомобиль за 1 056 000 рублей, а в другом филиале дилера вообще пояснили, что невозможно купить данную модель ниже 1 238 000 рублей, что бы ни было указано в рекламе.
В итоге было выяснено, что при любом выборе пришлось бы переплачивать минимум 87 тысяч рублей от заявленной минимальной стоимости. А за Rio и вовсе бы пришлось заплатить на 197 тысяч больше минимальной цены.
Любой покупатель, приобретая новый автомобиль, всегда хочет воспользоваться лучшим предложением, и если в рекламе заявлено от 499 999 рублей, то именно такую сумму он попытается собрать, и приедет с ней в автосалон. Но практика показывает то, что указанной суммы никогда не будет хватать. На сайтах мелькает куча рекламных слоганов о специальных предложениях, об обвале цен, выгодах в сотни тысяч рублей, всю эту информацию всегда подтверждают по телефону, но вот, придя в автосалон, все оказывается иначе. Либо бонус действует только на автомобиль в максимальной комплектации, либо выбранную машину только что купили, либо вообще акция уже закончилась.
Казалось бы, обращаясь к официальному дилеру, не должно быть никакого обмана или подвоха, ведь цены диктует именно производитель, а продавцы должны действовать строго по прайс-листам. Но на практике зачастую все иначе. Проведенный эксперимент, безусловно, не показывает абсолютную истину, его результаты лишь предупреждают потенциальных покупателей о том, что не нужно верить каждому слову в рекламе, менеджеры автосалонов лишь заманивают большое количество народу к себе в салон, и уже внутри диктуют свои условия с обязательными «допами», страховками или кредитами. Поэтому, собравшись в салон, лучше заранее приготовить дополнительные тысяч 200 рублей.
За разъяснением ситуации были заданы вопросы автопроизводителям, казалось бы, они заинтересованы, чтобы покупатель, приобретая автомобиль в официальном салоне, был абсолютно доволен совершенной покупкой. Но все производители в один голос утверждают, что дилеры имеют полное право на изменение цен, указанных в прайс-листах. Потому что там установлены лишь рекомендованные цены на автомобили. А в дилерских центрах могут находиться автомобили с любыми комплектациями и различным доп. оборудованием. Клиент же всегда вправе отказаться от автомобиля в наличии и заказать именно ту комплектацию, которая ему необходима. Главное, чтобы конечная цена была согласована между дилером и покупателем до подписания договора купли-продажи.
Как правило, дилеры придерживаются рекомендованных цен, сообщили в представительстве Nissan, а небольшие изменения вполне законны. Производители постоянно контролируют дилеров путем обзвона автосалонов, и в случае серьезного завышения цены проходят разбирательства по каждому конкретному случаю.
Также в компании порекомендовали покупателям внимательнее изучать прайс-листы, и обязательно обращать внимание на сноски «со звездочками», в которых указываются полные условия предоставления скидок. И если указана заманчивая цена, не всегда значит, что это обман, просто существует ряд условий, при которых данная цена будет действовать. Это либо сдача старого автомобиля в Trade-in, либо утилизация, либо другие условия.
А вот у вице-президента РОАД (Ассоциация российских автодилеров) есть свое мнение, по поводу того, как автодилеры могут менять свои цены на автомобили. По его мнению, дилер не должен превышать рекомендованных цен. По каким-то причинам можно отказать в предоставлении скидки на автомобиль или, наоборот, иногда продать машину себе в убыток, но увеличивать цену не должны. Естественно, все дилеры хотят продать автомобили подороже. И даже допустимо, что во время телефонного разговора обсуждается минимальная цена автомобиля, но если такого авто в наличии нет, но менеджер обязан предупредить потенциального покупателя о том, что имеется автомобиль с уже установленной защитой картера, брызговиками или другим доп. оборудованием. Клиента всегда можно убедить, что ему необходима комплектация на уровень выше, но это не должно производиться обманным путем. Ведь совсем непрофессионально в телефонном разговоре обсуждать один автомобиль, а в салоне сообщить, что такой машины в наличии нет. Если покупатель сталкивается с таким обманом, ему незамедлительно нужно обратиться к старшему продавцу, либо напрямую к директору дилерского центра. Нужно пояснить ситуацию и сообщить имя недобросовестного менеджера. Другой совет – это развернуться и уйти, для того, чтобы наказать непорядочного продавца и оставить его без прибыли за совершенную сделку. Ну и, конечно, быстро решает вопрос звонок на «горячую линию» производителя автомобиля.